Сварка сварочным полуавтоматом — хороший способ для соединения деталей машины.
Плюс его заключается в том, что данным оборудованием можно сварить как детали до 1 мм, так и более 4 мм.
Как варить полуавтоматом машину, методы сварки
Существует несколько методов:
- метод “встык”
- сварка “внахлест”
- “электрозаклепка”.
Технология “встык” — вид сварки, при которой используемые детали (трубы, металлические пластины и т.п.) свариваются во всех точках касания. Работа происходит при высоких температурах. Такая технология используется тогда, когда нужно сварить только часть от детали, например, часть крыла. Метод имеет большой минус для новичка. Суть его заключается в том, что детали при сварке нужно очень точно подгонять, то есть по возможности не оставлять никаких зазоров или оставить только очень маленькие. Если же зазоры будут достаточно крупными, на месте шва можно будет найти большое отверстие.
Среди плюсов такого метода можно выделить прочность шва (иногда он даже прочнее, чем сама деталь) и наличие упрощающих материалов (проволоки, электродов). Тем не менее будет лучше, если работу проведет профессионал со стажем. Если же нужно получить опыт в данном виде сварки, то лучше взять металл толщиной от 2 мм. Он прощает большую часть погрешностей и плохую подгонку.
В автомеханике лучше использовать этот способ для работы с внешними деталями или в случае, когда нужна высокая профессиональная подготовка.
Если профессионализма для сварки встык не хватает, то можно воспользоваться самым простым методом — сваркой “внахлест”. В этом случае металлы полностью и частью накладываются друг на друга и свариваются. Способ не должен вызвать проблем у новичка. Такой метод используется при работе с силовыми элементами или при припаивании плат.
Методика способа “Электрозаклепка” схожа с точечной сваркой, которую используют на заводах. Способ является вариацией сварки “внахлест”, и потому сварка также понятна новичкам.
Этот способ сварки используется в различных ситуациях — при сварке порогов, крыльев и т.п.
Виды сварочных швов
Существует несколько видов сварочных швов:
- сплошной прерывистый шов;
- сплошной шов;
- точечный шов.
Сплошной прерывистый шов состоит из чередования швов одинаковой (иногда разной) длины и промежутков между ними. Длину швов и промежутков можно выбирать произвольно (в зависимости от поставленной задачи).
Такой вид швов в автомеханике используется при соединении лонжеронов, усилителей и других элементов с толстым слоем металла.
Сплошной шов может состоять из отдельных точек, очень близко расположенных друг к другу (сплошной точечный шов), или являться одним единым швом. Данный тип шва не используется в автомеханике, так как он не придает машине эластичности, вследствие чего она может часто ломаться. К тому же сплошной шов является довольно жестким, что может отрицательно сказаться на ремонте, ведь автомобиль будет тяжелее разобрать.
Точечный шов, как понятно из названия — совокупность спаянных точек, разделенных промежутками. В автомеханике, как и сплошной шов, он не используется.
Все швы можно припаять к деталям, по-разному ориентированным в пространстве. Основные виды ориентации:
- горизонтальная ориентация, или положение “лежа”;
- горизонтальная ориентация, но перевернутая, т.е. “на потолке”;
- вертикальная ориентация, или “стоя”.
Проще всего работать в положении лежа, так как в других положениях металл стремится вытечь из углубления, и качество сварки уменьшается.
Подготовка к сварке
Процесс сварки можно разделить на следующие этапы:
- Очистка места от посторонних предметов.
- Установка материала с помощью зажимов.
- Подготовка сварочного оборудования.
- Нагревание мест сварки до нужной температуры.
- Сама работа полуавтоматом.
- Остывание деталей и проверка работы.
Установка и очистка металлов
При установке нужно максимально сильно зажать детали с помощью проволок, зажимов, болтов и других средств. В случае невыполнения данного правила могут образоваться зазоры, из-за которых можно вместо красивого шва получить большую дыру.
Для сварки нужен металл без каких-либо загрязнений. К загрязнениям при сварке относятся:
- ржавчина;
- окраска и посторонние наклейки (коды модели, ценники и т.д.);
- покрытия против ржавчины, их можно будет нанести после сварки;
- смазки любых видов.
Минусы при работе с неочищенным металлом:
- Если грязи много, то она не проведет ток от полуавтомата, и сварка не произойдет.
- При работе некоторые виды загрязнений могут вылить жидкий металл из сварочного отверстия. Результат может не впечатлить: на месте металла останется только дыра, металл растечется и в худшем случае приведет к пожару или ожогам.
- Некоторые загрязнения не просто выливают жидкий металл, но и воспламеняются. Последствия такого инцидента непредсказуемы, и их лучше избегать.
Настройка необходимой величины тока полуавтомата
Перед выполнением работы важно настроить величину тока, чтобы не прожечь металл. Но точное значение тока узнать тяжело. По этой причине перед сваркой автомобильных деталей лучше потренироваться на обычной металлической пластине со вставленной в нее проволокой.
Сварка полуавтоматом требует определенных навыков. Для тренировки нужно попробовать расплавить выступ проволоки (около 2-3 см) так, чтобы он совпал с выступом металлической пластины.
Результатов может быть несколько:
- Проволока не растекается и почти не плавится. Это означает, что выбрана слишком маленькая величина тока. Нужно увеличить напряжение и попробовать еще раз.
- Проволока хорошо растеклась, а на обратной стороне появилась “капля”. Это означает, что ток в норме.
- Проволока образовала небольшое углубление, а капля на обратной стороне повисла. Это означает, что выбрана слегка превышающая нормы величина тока. Нужно взять другую заготовку и повторить опыт с меньшим напряжением.
- На месте проволоки образовалась дыра. Это означает, что выбрана слишком большая величина тока. Нужно повторить опыт на другой заготовке и взять меньшее напряжение.
Важно! Для тренировки нельзя использовать оцинкованную заготовку — испарения цинка при сварке могут сильно повредить человеческому организму.
Если есть уверенность, что ток настроен правильно, металл очищен и зажат достаточно сильно, и сварка полуавтоматом удастся на славу, то можно приступать к основному этапу — сварке. Не стоит забывать про технику безопасности: нужно заранее приготовить сварочный костюм.
Неплохо будет заранее определиться, какой из методов сварки будет использован и каким швом будет запаяна деталь. Не надо бояться сварки: после того как сварщик наберется опыта, он сможет выполнять работу, не задумываясь о процессе.
Будет намного лучше, если во время первой сварки рядом с новичком будет стоять кто-нибудь более опытный. В случае возникновения проблем новичок сможет получить поддержку или совет.
Как правильно варить полуавтоматом:
- Соблюдать технику безопасности.
- Предварительно потренироваться на других заготовках.
- Правильно настроить зажимы и аппаратуру.
- Заранее спланировать свои действия: выбрать способ сварки и т.д.
Как варить полуавтоматом не нужно:
- Пытаться сразу работать на автомобиле: при отсутствии опыта это может привести лишь к проблемам с авто.
- Не проверять настройку тока в сварщике: если стоит очень высокое напряжение, в автомобиле останется дыра.
- Начинать свою первую сварку в одиночестве: если возникнет какой-нибудь важный вопрос, то он останется без ответа.
Самое главное правило при сварке — не бойтесь работать.
После нескольких раз работа с полуавтоматом станет привычна.